По общему определению канатной дорогой называется устройство непрерывного (прерывного) действия, которое обеспечивает комфортное перемещение лыжников, сноубордистов, сноутьюберов максимально близко к точке начала спуска.
Первая канатная дорога с несъемными штангами была сконструирована во Франции и запущена в эксплуатацию в 1935 году Жаном Помогальски. Она позволяла подниматься на гору Альп дʹЮезе. В течение развития горнолыжного спорта и туризма было сконструировано большое количество типов подъемников предназначенных для трасс различной сложности.
Виды, типы и условная классификация канатных дорог
В зависимости от положения лыжника относительно земли подъемники бывают наземными или воздушными. Горнолыжники и сноубордисты на профессиональном отечественном сленге воздушные подъемники называют «канатка». Вследствие своих технических характеристик и принципа эксплуатации канатка является наиболее популярным типом подъемника.
К воздушному типу относятся:
- кресельные подъемники (креселка);
- гондольные подъемники.
Установка того или иного типа канатной дороги зависит от сложности доступа к началу спусков, возможности построения многоступенчатого подъемника и экономической эффективностью. Канатка, выполненная в виде кресельного подъемника, считается, с точки зрения потребителей, наиболее популярной и эффективной.
Кресельный подъемник позволяет подниматься в гору лыжникам и сноубордистам в максимально комфортных условиях. Конструктивно кресельный подъемник представляет собой постоянно движущийся канат, к которому жестко прикреплены кресла. Канатно-кресельная дорога может быть одно-, двух-, трех-, четырех-, шести- и восьмиместной.
Современный кресельный подъемник обычно устанавливается на трассах протяженностью от 1 до 2,5 км и оборудован специальными устройствами, которые при посадке существенно замедляют скорость движения кресел, при этом общая скорость движения не изменяется. Кроме того, в таких сооружениях установлены автоматические системы пропуска лыжников, аварийной остановки, специальные страховочные приспособления и т.п.
Канатка двигается со скоростью до 3 м/с. Количество пассажиров для двухместных кресельных подъемников значительно превышает пассажиропоток на более дешевом бугельном подъемнике, оборудованном приспособлением Т-типа (на сленге «швабра» или «якорь»). Посадка осуществляется, не снимая лыж, а сноуборд допускается держать в руках, что тоже является явным преимуществом по отношению к бугелям, на которых установлена швабра.
Устанавливают кресельные подъемники в стационарных местах. Монтаж производится на многочисленные опоры высотой до 15 метров. Проектируют кресельные подъемники в зависимости от рельефа, который может ограничить их использование по техническим причинам. Существует канатно-кресельная дорога протяженностью 7 км, расположенная в Гудаури. Кресельные подъемники могут использоваться в любое время года.
Кресельные подъемники – наиболее популярный вид оборудования для горнолыжного спорта и сноубординга, но в связи с ограничениями по высоте рельефа существует множество мест, где используют белее дорогостоящие подъемники гондольного типа.
Гондольные подъемники делятся на устройства с двусторонним или односторонним движением. Подъемники с односторонним движением представляют собой механизм, к тросу которого жестко закреплены кабины. Принцип действия аналогичен кресельному подъемнику.
К гондольному подъемнику двустороннего типа относится канатка, на которой кабины одновременно движутся в обоих направлениях. Такие системы называют маятниковыми. Конструктивно маятниковая канатка представляет собой вагон, подвешенный на стальной канат и приводимый в движение за счет тягового усилия другого каната.
Особенностью функционирования маятниковой канатной дороги является полная остановка кабины для посадки и высадки лыжников, сноубордистов и других пассажиров. Канатка, выполненная в виде маятникового подъемника, является дорогостоящим типом и устанавливается крайне редко.
Техника безопасности при пользовании подъемником
Перед тем как воспользоваться услугами канатной дороги любого типа необходимо ознакомится с инструкцией по технике безопасности:
- начинающим лыжникам и сноубордистам необходимо уведомить обслуживающий персонал о своей степени квалификации;
- выполнять действия по посадке на определенный тип канатной дороги в соответствии с ее спецификой;
- в случае, если лыжник не успел разблокировать кресло и сойти, необходимо ждать, пока канатка остановится автоматически;
- на любой канатке необходимо изучить страховочные средства и без их использования исключить любой подъем.
Канатка используется группой людей, и обязанность каждого соблюдать правила пользования устройством во избежание травм и более тяжелых последствий.