Константин Галат, автор проекта RTP, о катании и съемках в Осетии
«Катание и съемки в больших горах в формате хели-ски, как правило, отличаются от пеших бэккантри или катания в зонах курортов, когда при подходах или откуда-то с трассы можно оценить и продумать свою будущую линию спуска. В реальности, вертолетного ресурса и полетного времени никогда не бывает много, с запасом :) И особенно, когда летаешь зимой в удаленных горных районах, где вертолет – это единственный способ заброски и выброски».
«В каждой новой долине это довольно непростой «паззл»: где поедут райдеры? Где будут операторы? Какой дует ветер и какие экспозиции склонов? Возможна ли высадка в выбранной точке на гребне? Насколько стабилен снег? Насколько это безопасно в целом?… В условиях вертолетной заброски в новом для всех районе эти решения команде приходится принимать достаточно быстро, как правило, с воздуха при подлете. И естественно, это накладывает некоторый отпечаток на выбор склонов и линий райдеров. Большинство спусков в таком режиме катания райдерам приходится делать «с листа», читая рельеф и принимая решения по ходу движения вниз, в динамике. И перепады линий безостановочного движения от старта до финальной точки обычно составляют 500-700 метров. Это много!»
Вертолетная база «Heliaction» в Пятигорске
В один из дней, когда практически весь Центральный Кавказ затянуло циклоном и походы в горы и катание стали невозможны, мы решили отправиться в гости к нашим друзьям, пилотам «Heliaction» Александру Давыдову и Арсению Болдыреву. Их вертолетная база расположилась на склонах горы Бештау, на окраине Пятигорска. За последние несколько лет съемок RideThePlanet нам удалось вместе полетать уже во многих горных районах Кавказа – в Южном и Северном Приэльбрусье, Архызе, Красной Поляне, и сейчас в Осетии.
Уже более семи лет Саша и Арсений, в прошлом одни из сильнейших российских экшн-каякеров, практически полностью посвящают себя полетам в горах на вертолете. Сейчас их деятельность – это спасательные работы в горах, геологоразведка и научные изыскания, аэро и киносъемка, сложные строительные операции, хели-ски и многое другое, где в условиях сложных рельефов и высокогорья Кавказа без вертолета никак не обойтись. За последние несколько лет база «Heliaction» в Пятигорске из небольшого мобильного паркинга с двумя легкими вертолетами, превратилась в полноценный авиаотряд с горными вертолетами различных типов и назначений – Eurocopter «Lama» и «Alouette», Eurocopter A350, Robinson.
Ингушетия
Проехав менее получаса по Военно-Грузинской дороге от столицы Алании Владикавказа в сторону перевала в Грузию и повернув в ущелье на восток, попадаешь в республику Ингушетия. Здесь начинается Таргимская котловина Ингушетии – одно из красивейших мест на Северном Кавказе. Главная долина с одной стороны ограничена снежными вершинами Главного Кавказского Хребта, а с другой сухими склонами со множеством гребней и скальных бастионов. В этих местах уже столетия и тысячелетия живут коренные народы и племена Кавказа – галгаи или ингуши. или «жители башен». Их язык уникален и не встречается более нигде на планете.
Еще 13-15 столетий назад жители этих долин преуспели в строительстве каменных башен. В Ингушетии, как и в других горных районах Кавказа – в Балкарии, Осетии, Чечне, Дагестане, Сванетии и других высокогорных районах Грузии – башни строились для жизни и для защиты. Они были различных типов и назначений. Сторожевые сигнальные башни, как правило, возводили на склонах и гребнях в самых просматриваемых местах ущелий для передачи сигналов и оповещения жителей о грядущей опасности. Родовые многоуровневые башни могли служить местом жизни и укрытия для большой семьи или целого рода на длительное время, в случае вражеских нашествий или эпидемий в долине. Для строительства башен и крепостей применялись особые материалы и специальные растворы. Лучшим доказательством этого служит тот факт, что на протяжении столетий именно башни, храмы и крепости сохранились в кавказских горных долинах практически в неизменном виде.
Современная Ингушетия открыта для туризма. Здесь появляются хорошие дороги в горах, строятся турбазы и кемпинги, развивается инфраструктура. Менее чем в часе езды от Владикавказа находится высокогорный курорт «Армхи», который построен и продолжает развиваться на месте здравницы советского периода. Зимой здесь можно покататься на лыжах – есть несколько трасс и кресельный подъемник. Летом на курорте проложены велосипедные даунхилл-трассы и лесные трейлы, есть несколько бассейнов для тренировок спортсменов и всех желающих в условиях высокогорья. Всего в нескольких километрах по дороге выше «Армхи» есть уникальный спот для бейс-джампинга и полетов в wingsuit – вертикальный скальный бастион с перепадом около 500 метров с широкой долиной внизу. Уже несколько лет в этом месте собираются спортсмены из разных уголков России и не только, совершают прыжки, проводят бейс-фестивали и контесты.
Егор Дружинин о путешествии в Осетию
Егор Дружинин (команда «Триал-Спорт») – райдер и горный гид из Сочи, один из сильнейших российских фрирайдеров, постоянный участник съемок проекта RideThePlanet.
«Путешествие с командой RTP в Северную Осетию и горы восточной части Центрального Кавказа стало для меня одним из самых запоминающихся за последние годы. Нам посчастливилось остановиться и базироваться в альплагере Цей, где мой отец еще в 1977 году был принят в инструктора по альпинизму.
Первое, что бросается в глаза, когда впервые оказываешься в Цейском ущелье – это высокие вершины и скальные бастионы с пальцеобразными пиками и висящими на них ледниками, плотно окружающие узкую долину Цей. Здесь находится много технически сложных альпинистских маршрутов. И, наверно, не зря именно здесь еще в тридцатые годы прошлого века появился один из первых альпинистских лагерей в СССР. Здесь зарождалась и становилась советская школа альпинизма. В этой долине начинали свой путь в горах сотни и тысячи горовосходителей. В альплагере Цей мы жили в комнате с табличкой: «Здесь отдыхал и написал свою песню «Цейский Вальс» Юрий Визбор». И многие другие замечательные люди бывали здесь, ходили в горы, катались на лыжах, общались. Приятно, что и сейчас в этом месте время немного остановилось. и сохранилась какая-то особая атмосфера».
«За день до нашего первого вылета для катания и съемок в Осетии в горах прошел довольно сильный снегопад. После первой же высадки на высоте около 3300 метров мы обнаружили около метра зимнего пушистого снега. На выкате в долинах, на плоских участках, ехать было практически невозможно – доска буквально тонула в свежем снегу. Было объективно лавиноопасно, что и представляло наибольшие трудности при выборе склонов и линий спусков. Практически во все дни наших полетов в Осетии был сильный ветер, что также создавало определенные трудности при перемещении на вертолете, осложняло высадки».
«Сложные скальные рельефы и заснеженные широкие долины, пирамидоподобные вершины и ледники окружали нас в эти дни, вдали от цивилизации и мест, где живут люди. Когда взлетаешь над горами на вертолете, видишь, как лишь по некоторым долинам тянется дорога, с множеством прижимов, мостов и тоннелей, которая как ниточка связывает тебя с цивилизацией. Когда-то здесь проходил Великий Шелковый Путь. Сейчас же в большинстве ущелий людей нет, по крайней мере, зимой. Может быть, пройдет время и в этих труднодоступных местах снова закипит жизнь? Но многие любят горы за их первозданность и необузданность человеком. В таких местах, порой находишь ответы на вопросы, которые волновали тебя всю жизнь».
В наших ближайших репортажах: bigmountain-фрирайд катание в труднодоступных горных районах Осетии, Даргавс – осетинский «Город Мертвых» - десятки новых фотографий и впечатления участников проекта. Следите за эфиром RideThePlanet!