Хокку для фрирайдера

Идет снег!... Как двойка за двойкой, Уходят в даль следы чьих-то лыж. Что такое фрирайд, если выйти за рамки обезличенного определения «катание вне трасс»? Среди лыжебордерских видов фрирайд стоит особняком, он скорее лежит в области философии и искусства, чем спорта и активного отдыха. Это заметно по критериям судейства, по тусовке, это просто есть. Каждый проезд - это творчество. Со-творчество с тем, кто создал горы. Прочитать Его замысел и вписать в него свою собственную линию. Есть проезды как откровения, незабываемые ни для райдера, ни для зрителей. Когда кажется, что эта линия всегда была здесь, что она появилась вместе в этими скалами, просто ждала своего снега и своего райдера, чтобы воплотиться. Я видела такие проезды, когда катание становится искусством, спасибо Кириллу Анисимову, Байдаевым, Руничу, всех перечислить не могу. Откровение Кая Закриссона. Freeride World Tour 2008, Красная Поляна фото А. Каменев Фрирайд – это философия, потому что он может дать не только заряд адреналина и нагрузку для мышц, но и важный духовный опыт, открыть новые грани и смыслы жизни в горах и вне их. Из интервью Бруно Компане: «Лыжи – это моя жизнь, мой хлеб, моя религия...» - в этом смысле фрирайд близок к восточным боевым искусствам, религиозным системам и можно говорить о пути фрирайда. Катание отморозков ради «аццкого отжига» имеет так же мало общего с настоящим фрирайдом, как дворовая драка с поединком на татами. И хотя именно такие «фрирайдеры» пафосно выскабливают кулуары, они упакованны в правильные бренды и у них правильные доски, речь сейчас пойдет не о них. Тем более, что рано или поздно угарный катальщик убьется, сопьется, заскучает и сменит тему, а чаще - просто нарастит пузо и до конца своих дней будет перед дамами, а потом и внуками, кичиться фотографиями «настоящий мужик, Вася Пупкин, замочил отсюда, оттуда и вона оттудова». Развитие во фрирайде – это всесторонне развитие Личности как таковой. Изменение, внутренняя переплавка, ковка и закалка. Против человека выступает сама природа: высота, кислородное голодание, холод, переменчивая погода. Имеет ли смысл борьба с природой? Мы уже убили ее в городах. В этой борьбе не может быть победителей, она бессмысленна. Горы бескомпромиссны в отношениях, любить их можно только по-настоящему, с самопожертвованием и без претензий на обладание. К ним можно прикоснуться и они заполнят тебя до краев. И вершина, и лавиноопасный склон пропускают достойных, дарят себя. Научиться такой любви к горам и фрирайду и есть главная задача. Но ведь есть же борьба, скажете вы. Есть, да. С самим собой она есть. Фрирайд не групповой вид спорта, хоть и объединяет людей, учит их командному взаимодействию. Но когда ты катишься, ты всегда один на один, не с горой - с самим собой, со своими страхом и восторгом, со своим телом, со своими слабостями и амбициями. И тут ты понимаешь, что у тебя есть предел. И чтобы идти дальше, чтобы полностью реализовать себя на склоне, тебе не хватает очень многого. В этот момент рождается фрирайдер, начинается настоящая работа. Внешняя – над техникой, физухой, образованием, и внутренняя , над своим характером, - победить лень, страх, неуверенность и самодовольство, найти в себе терпение, осторожность и дерзость. Раз уж мы начали проводить параллели с единоборствами, невозможно пропустить тему наставничества. Кто они такие - сенсеи, гуру фрирайда? Кто наши учителя? Конечно, гиды, ведь во фрирайде нет тренеров. Сходство это не только внешнее. Это чувствуется сразу, еще до того, как прозвучал щелчок креплений. Первое, что появляется – уважение. Тех, у кого его нет, видно сразу, но то что я о них думаю - не пройдет цензуру политкорректности. Без уважения не будет не то что чуда, ничего не будет. Как гиду нести ответственность за жизнь и здоровье клиентов без него? Как можно перенять опыт, знания, технику? Довериться можно только тому, кого уважаешь. На доверии же строится дисциплина, без которой в горах никуда. Личность гида - определяющий фактор в успехе всего мероприятия. Только настроившись на одну волну с гидом можно получить что-то действительно стоящее, будь то яркие спуски или значимый скачок уровня катания. Хороший гид чувствует клиентов, их возможности и потребности, он умеет выбрать такой маршрут, чтобы внизу человек был счастлив. И это искусство - гор, лыж и человеческих отношений. Вернемся к теме безопасности . Много перетерто и про лавинную безопасность, и просто про правила поведения в горах. Но сей манускрипт о высоком, о нем и будем. Из чего складывается безопасность? Из знаний, физической подготовки, адекватной самооценки и опыта, того самого опыта, который уже чутье, некое спинномозговое чувство снега, рельефа, опасности. И если с первыми тремя пунктами особых вопросов нет - иди да работай, учись, тренируйся, то как получить заветную четвертую составляющую? На сей счет есть у меня любимая цитата от гуру, Кирилла Анисимова: «Ты не запаривайся, ты катайся». И нет другого рецепта. Вертикальные километры вниз, вертикальные километры вверх пешочком. В разную погоду, на разном рельефе. Пройти и сделать самостоятельно, и главное, внимательно прислушиваясь к себе и горам. Только так можно почувствовать, увидеть и услышать горы, настроиться на их волну, ту на которой передают сигнал «стой!», «оставь на потом», «это будет лучшая линия в твоей жизни», «рискни, того стоит». Этому можно научиться, как в восточных традициях учатся истинному созерцанию, умению смотреть в суть вещей. (c) Дарья Зарина.


comments powered by Disqus