СНОУБОРД НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ
Раньше сноубордисты крутились вокруг каждой горы, размышляя, как к ней лучше подступиться. А теперь горы в прямом смысле этого слова вращаются вокруг бордеров, чтобы подставить им свой самый сахарный склон. И причиной этому вовсе не «вертушки», способные закинуть нас на самые недоступные пики. Горы стали на порядок доступнее с появлением особого извращения под названием splitboard – гибрида снегоступов, лыж и сноуборда. А началось все 17 лет назад...
Хотя лично для меня это началось всего год назад. Весной 2010-го я поучаствовал в самой лучшей беккантри-вылазке в моей катательной практике, которая закончилась почти как анекдот. У моих ног оказались одни из самых стрёмных спусков украинских Карпат — г. Шпицы. 11 кулуаров, все как на подбор крутые, с дропами и надувами — выбираешь любой и валишь. И пофигу, что мои ноги вывернуты в направленную стойку (+30/+30). И тем более пофигу, что эта стойка гуффи, а я регуляр. Главное, что под ногами сплитборд, на которм я только что прошлёпал 4 или 5 км по глубочайшему снегу и сейчас я его буду тестить. Закладываю первую дугу, вторую... и моя задняя нога становиться легкой, а весь я начинаю забивать гвозди на склоне под углом около 45 градусов. Вырванное крепление смешно мотается на ноге и дальнейший спуск происходит на брюхе.
Через 2 недели был второй заход на те же склоны, уже с другим сплитом. В тот раз все получилось на «пятерочку». Я не только ходил на сплите с рюкзаком под 30 кг, но и взбирался на нем под тот же угол в 45 градусов, и лавину запускал, и проделывал невероятные спуски. Единственное, что неудобно делать на сплитборде — это спускаться вниз в режиме «лыжи». И дальше вам станет понятно, почему.
Итак, 1994 год выдался в Скалистых горах снежным. Райдеры мучились и кусали локти, глядя на непроходимые поля целины, за которыми девственно белели непаханые спуски. И вот, нудным осенним вечером чувак по имени Брет Коберник с характерным для американцев погонялом Ковбой (Brett The Cowboy Kobernick) безжалостно расчленил свой сноуборд на две части и стал настоящим «Коперником» бэккантри-катания. Он придумал не только новый снаряд, но и способ его применения, а именно — как заставить сноуборд везти всадника не только вниз, но и вверх по склону. Всего одно-два катания раком по склону и: «Эврика!».
Ковбой поменял распиленные половинки местами и получил длинные и устойчивые снегоступы. Объяснение для такой рокировки очень простое: кант у «полусноуборда» всего один и намного удобнее, если он окажется внутри, а не снаружи. Тем более, что на траверсе именно нижняя нога должна оставаться опорной и здесь как раз внутренний кант и держит райдера как якорь. Ну, а кто не просек фишку, почему именно так надо разложить половинки — просто читает дальше.
Ни одно изобретение не работает без идейных спонсоров. Коберник знал бэккантри-эксперта Роберта Атея (Robert Athey). Пара бокалов пивасика в баре – и дружбан разглядел в новом изобретении потенциал для бэккантри путешествий сноубордистов. А дальше он познакомил Коберника с Марком Wally Вариакосом (Mark Wally Wariakois), собственником Voilé Mountain Equipment. Благодаря этому знакомству Коберник смог получить всестороннюю поддержку для усовершенствования задумки.
Вместе с Атеем они всего за одну ночь распилили 25 сноубордов Hooger Booger. Так было изготовлено первую продакшн-линейку сплитов.
Кант
они решили удлинить по всему радиусу. Это хоть и увеличило общую массу сплита, зато гарантировало ему лучшуюю жесткость и безопасностьь на траверсе. А камуса (или вайд-скинс) помогли удержаться на склоне и не соскальзывать. Через 6 лет Voilé уже продавала 2500 сплитбордов, в основом в Северной Америке.
На сегодняшний день существует 4 главных завода, имеющих линии по изготовлению сплитбордов: Voilé,
Burton
" title="Burton">Burton,
Duotone
и
Prior Snowboards
(базируется в Whistler). Nitro, а точнее ихнее подразделение в Европе, использует лицензию Voilé. Хотя мини-цехами, в которых клепают хендмейд-сплиты, разжились практически все бренды. Например, на заводе Never Summer, где штат сплит-цеха состоит всего из двух братьев-бородачей. В принципе, они готовы из любой деки сделать сплит. Главное, чтобы начинка в ней была нормальной. Ведь именно из-за плохой начинки я вырвал крепления у хваленого Rossignol Jones’06 (первый сплит, который попался мне под ноги). Вместо деревянного, творцы вживили в него пенопластовое «сердце». Поэтому в кустарных условиях лучше сплитборды не пилить — дороже будет.
Split как новый тренд
По сравнению с мировым рынком сноубордов, доля сплитов ничтожно мала. В 2000 году у Voilé явно не хватало ни специализированного подхода, ни опыта, ни понимания, куда его пристроить — слишком узкая ниша получалась. Но тут за дело взялся североамериканский райдер Крис Галлардо (Chris Gallardo). Это легендарная личность, один из «старичков» сноуборд-движения. Галлардо освоил сноуборд в 80-х, после того, как переехал в Скво Велли из калифорнийского Пизмо Бич. На то время там, на побережье, были самые лучшие волны и самые лучшие серферы, у которых даже была своя коммуна.
Скейт и серф – сильнодействующие наркотики. Но сноуборд оказался еще сильнее и Крис реально подсел. Он просто влюбился в этот молодой спорт. Галлардо прожил пять полных зим в Скво Велли, поклоняясь своему новообретённому богу. Он решил стать профессиональным сноубордистом.
Мечта Криса стала реальностью в середине 90-х после знакомства с профессиональным фотографом Сеном Салливаном (Sean Sullivan). Результатом их сотрудничества стала фотоподборка на целый разворот для «Трансволд Сноубординг» (
Transworld Snowboarding
). Фотки открыли путь к спонсорству, а потом и к невероятному хели-бордингу в таких местах, как Новая Зеландия, Аляска и Канада. Успех был подкреплен еще 40 публикациями в самых популярных журналах и съемками в двух сноуборд-фильмах. Все было отлично, пока Крису вдруг не поднадоело.
В конце 90-х Крис решает «спрыгнуть». Он уезжает из Скво Велли ради семьи и тихого существования на озере Тахо (Lake Tahoe). Он нанимается работать в Сиерра Аутфитерс (Sierra Outfitters). Это дает ему возможность сохранять спортивную форму, гуляя горами с рюкзаком, а также сколотить пенсию и, иногда, кататься. Постепенно он начал совмещать походы с катанием, таская свой сноуборд на спине. Когда же он убедился, насколько это неудобно, решил смастерить собственный сплит. Так сплитборд получил первую надежную идеологическую базу, а также сайт и продвижение в сети Интернет.
Сезон 2002/2003 ушел на доработки и раскрутку сайта splitboard.com. И уже через год, в 2004, с помощью некоего дружба на по имени Рик Стил (Rich Steele), Галлардо получается запустить сайт по полной. Странно, но до Галлардо никому не пришло в голову делать это через Сеть. А поскольку Интернет наше все, именно через него сплитборд начал набирать популярность. Где-то в этот период появился и сам термин «сплитбординг», и название «сплитборд». Все предыдущие приспособления для беккантри такого плана носили укороченное название «сплит».
Сегодня все больше и больше народу пробует эту штуковину на себе. И каждый, кто стал на раздвоенный сноуборд, обязательно начинает ощущать, как необратимо изменился мир. Потому что это огромный шаг на пути к отличному бэккантри-катанию, который позволяет расти тебе как райдеру. Крис, кстати, продолжает жить на озере Тахо со своей женой Петрой, двумя детьми Скайлер и Хели, а также двумя собаками — Сиэррой и Кодой. И продолжает сплитбордить по Восточной Сиерре.
Выбор гуру
Наверное уже все посмотрели онлайн-дневник Джереми Джонса из Аляски и фильм «Диппер». Его герои после долгих лет катания наконец-то пришли к неписанной истине: чтобы хорошо покатать нужно хорошо походить. Фрирайд без шума вертолетов и снегоциклов. Только скрип снега под ногами, только тишина белой бездны вокруг. Это новый уровень свободы, постигнуть который можно только испробовав все. Или став на сплитборд. Услышать это от рядового бордера — одно, но из уст Ксавье де ла Ру и Джереми Джонса это звучит более чем убедительно.
Джонс лично не один сезон пробовал разные сплитборды и наконец-то созрел до создания собственной модели Jones Solution. Не обошлось без авторских «правок»: его сплит не требует дополнительного сверления дырок, имеет магнетрекшен по всему канту и рокер. Дополнительные закладные значительно облегчили всю конструкцию, о которой следует поговорить отдельно.
Простота скелета splitboard
Изначально, главными крепежными элементами сплитбора являются четыре крючка. Два из них расположены на концах доски, а два — с внешних сторон креплений. Они безупречно схватывают сплит и превращают его в быстрый и крепкий сноуборд. А также гарантируют быстрое превращение в снегоступы.
Второй элемент — это специальные переходники, которые помогают менять крепления из обычной позиции в положение «ходьбы». Под них нужно сверлить отдельные отверстия, которые раз и навсегда определят вашу стойку и ваше положение «на марше». На одном конце такой платформы есть специальный крепёж для спицы-фиксатора, которая пришпиливает носок сноуборд-креплений. Пятка при этом остается свободной. Бывают крепления и под ботинки-скитуры, на случай, если человек больше любит ходить в них.
В некоторых моделях под платформой могут быть расположены «зубья-стоперы». Хотя более надежными были и остаются обычные камуса — ворсистый «ковралин», который не дает сплитборду проскальзывать в обратном направлении. Обычно в комплекте со сплитбордом продаются только крючки, а камуса, крепления и переходники покупаются отдельно.
Ходить в сплитборде очень удобно, а вот спускаться «как на лыжах» - нет. Дело в том, что вес райдера в «походом» положении обычно смещается немного назад. А незакреплённая пятка не даст вам нормально разогнаться. При малейшем изменении состояния снега или встрече с надувом сплитборд резко оттормаживается и вы, как страус, зарываетесь головой в снег. Хотя ради веселья попробовать все же стоит.
Такой расклад объясняет, почему не стоит сравнивать сплитборд с лыжами.
Еще немного картинок и полезной инфы
1.
Voilé Swallowtail Split Board
Voilé является самым опытным производителем на рынке сплитбордов. Ихний Split (слово board, как видим, не употребляется) имеет удлинённый «ласточкин хвост», чтобы площадь контакта соснегом была максимальной как при восхождении, так и при спуске. Цена такого сплита около 650 €. Voilé производят также собственные крепления, в частности и облегченные платформы под трекинги, телемарки или скитурные боты.
2.
Burton
Omen Split Board
Burton
может похвастаться Omen Split, дизайн которого разрабатывался совместно с другой легендой сноубординга — Крегом Келли (
Craig Kelly
). Стоит он почти вдвое дешевле – 350 €. Ну, понятное дело, и здесь без китайцев-трудоголиков не обошлось неверное.
3.
Duotone Split
Немецкий завод Duotone создал splitboard под названием Tour. Одна из характерных особенностей этой доски – размещение закладных. Всего две пары спереди и четыре пары сзади дают возможность идеально настроить его для катания по различному снежному покрытию.
4.
Prior Swallowtail
Сплитборд от Prior snowboards очень похож на сплитборд Voilé. Тот же хвост, только геомтерия чуть-чуть другая. Да и нос у него более лопатообразный. Как и Duotone, они разработаны под крепления Voilé. Цена этого сплита - $850.
TOP of The Shop 2011 или что модно в этом сплит-сезоне
Самые мощные из производителей прекрасно понимают, что помимо самых навороченных технологий, о сплитбордах забывать тоже не стоит. Сезон 2010/2011 порадует многих фанатов побродить бескрайними просторами в поисках интересных спусков. Львиную работу выполнили эксперты журнала
Backcountry
Magazine, который ежегодно представляет читателям свои обзоры снаряжения с комментариями.
5.
Burton
FreeBird
Цена: $599 (прилагаются только защелки/клипсы)
Ростовки: 158, 162 см
Талия: 25.5 см (для 162см)
"Превосходное сочетание мощности и управляемости, и легкий как перышко"
6.
Jones Snowboards Solution
Цена: $799 (прилагаются только защелки/клипсы)
Ростовки: 161, 164, 168 см
Талия: 25.4 см (для 164см)
"Живой , стабильный, специальные очень надежные защелки. Этот снаряд просто зверь"
7.
Never Summer Summit Splitboard
Цена: $799 (прилагаются защелки/клипсы и камуса)
Ростовки: 156, 160, 164, 169 см
Талия: 25.4 см (для 164см)
"Достаточно жесткий, очень цепкий Summit оставит свой след даже на самых крутых и задутых склонах. Камуса в комплекте."
8.
Prior AMF Splitboard
Цена: $1,129 (прилагаются защелки/клипсы и камуса)
Ростовки: 153, 156, 159, 162, 165, 169 см
Талия: 25.2 см (для 156см)
"С характером фристайлера, этот жизнерадостный и шустрый сплит карвит и делает олли легко, как во сне."
9.
Venture Zephyr-R
Цена: $895 (прилагаются только защелки/клипсы)
Ростовки: 146, 150, 154, 155, 159, 160, 163, 164, 165, 168, 169 см
Талия: 25см (для 159см)
"Всего один паудер терн и я был куплен. Олл маунтан Зефир - вот все что мне теперь нужно))."
10.
Voile Mojo-RX
Цена: $895 (с клипсами и камусами); $1095 с креплениями Light Rail
Ростовки: 154, 161, 166, 171см
Талия: 25.5 см (для 161см)
"Быстро перекантовывается, легкий, лучший выбор для женщин."
По материалам www.splitboard.com, SKI.RU, www.backcountry.com